Ваше сообщение отправлено

Поиск

Андрей Шутов на пресс-конференции в Москве поделился опытом развития молочных предприятий

07.11.2013
7 ноября в Москве прошла пресс-конференция для федеральных СМИ на тему: «Почему с прилавков исчезает отечественное молоко? Молочное животноводство России: проблемы, перспективы, региональный опыт». В пресс-конференции участвовали заместитель Министра сельского хозяйства РФ Илья Шестаков, председатель правления Национального союза производителей молока, председатель Общественного совета при Минсельхозе Андрей Даниленко, Президент Удмуртской Республики Александр Волков, а также генеральный директор агрохолдинга «КОМОС ГРУПП» Андрей Шутов. С докладом Андрея Шутова можно познакомиться, скачав презентацию: Скачать презентацию

А.В. Шутов, генеральный директор ООО «КОМОС ГРУПП»

Текст выступления на пресс-конференции «Почему с прилавков исчезает отечественное молоко? Молочное животноводство России: проблемы, перспективы, региональный опыт». Москва, 07.11.2013 г.

Характеристика молочного рынка в целом в РФ и в нашей сырьевой зоне в частности

Агрохолдинг «КОМОС ГРУПП» работает на федеральном молочном рынке и поставляет продукцию в 53 региона РФ. Наш сырьевой рынок — это Удмуртия, Кировская область, Татарстан, Башкортостан и Пермский край. Ежегодно мы перерабатываем 300 000 тонн молока, из них примерно 32 000 тонн молока производим сами. Ситуацию в молочной отрасли в целом по РФ я бы назвал крайне непростой. Начнем с того, что Россия в принципе делает мало молока: согласно данным отчетности, производится 32 млн тонн, но на переработку поступает только половина, вторая половина якобы производится и тут же потребляется в личных подсобных хозяйствах. Причем динамика в целом по России резко отрицательная — по данным Росстата, в 1991 году в России было 14, 8 млн коров в сельхозорганизациях и 5,7 в личных подсобных хозяйствах, всего 20,5 млн. По итогам 2012 года цифры таковы: 3,6 млн в сельхозорганизациях и 4,3 в личных подсобных хозяйствах, всего 7,9 млн коров. Правда, серьезно выросла средняя продуктивность.

У нас в Удмуртской Республике ситуация принципиально лучше — мы не падаем по производству молока, а растем. Главный секрет и ресурс нашего успеха — инвестиции в современные технологии и рост сырьевой базы в Удмуртии.

Драйверы молочной отрасли

Главный негативный фактор — рост цены на молоко сырье. Дефицит молока в стране такой, что впервые за много лет не было сезонного летнего снижения цен, напротив, цена начала расти с июля и в настоящий момент находится в вилке 20-22 рубля, ждем 23. Для селян, конечно, это неплохо, с учетом их убытков от очередной засухи, серьезно подрубившей кормовую базу. Но для конечного потребителя это оборачивается очень высокой, неприемлемой ценой на полке, поэтому мы видим очень негативную тенденцию — снижение объемов потребления, замена качественных молочных продуктов на молокосодержащие, использование разного рода заменителей и наполнителей. Наглядный пример — апрельская проверка Россельхознадзора в Санкт Петербурге, когда проверяли творог и выяснили, что он на 50% фальсифицированый.

Спрос на дешевую молочную продукцию покрывается импортом, а на цельномолочную линейку — за счет использования сухого молока и пальмового масла. Импорт очень активен: по данным Россстата, в Россию ввезено 8,2 млн тонн молочной продукции, в то же время некоторые эксперты оценивают объем импорта в 9,5 млн тонн, что вполне себе сопоставимо с цифрой в 13,5 млн тонн российского молока, поступающего на переработку. Мы видим, что импорт скоро приблизится к 50% рынка, тогда как по доктрине продовольственной безопасности эта цифра должна составлять не ниже 85%.

Мы в Удмуртии уверенно решаем задачу продовольственной безопасности. По данным Министерства торговли Удмуртской Республики, в общем объеме продаж доля местной продукции составляет:

— по мясу животному-90%

— по яйцам-86%

— по цельномолочной продукции-84%

— по маслу животному-79%.

Это является одним из лучших показателей в России. Немаловажную роль в достижении такого успеха играет развитие в регионе своих брендов, которым население доверяет и которые любит, некоторые из них уже переросли в федеральные. Примером является бренд «Село Зеленое».

Риски отмены квот на производство молока

Вступление в ВТО несет новые риски. Напомню, через полгода в апреле 2014 истекает срок отмены добровольного ограничения производства молока в странах ЕС, введенного в 1984 году на тридцатилетний срок. В большинстве развитых европейских стран имеется достаточный потенциал, чтобы увеличить производство молока в несколько раз. Тому, кто видел, допустим, поля Тосканы или поля под Лионом, не надо это объяснять. Зерновые — стеной, подсолнечник — стеной. Средняя урожайность зерновых во Франции 73,2 центнера с гектара, у нас 19,3. При этом Франция собрала зерновых 68,5 млн тонн при посевной площади 9,4 млн тонн, у нас в России посевная площадь 46,1 млн га, а средний урожай за последние пять лет 86,3 млн тонн.

Инвестиции в обучение персонала

При этом интересно, как те же французы, а именно «Данон» инвестируют серьезные деньги в Тюменскую область, в том числе и в сырьевой сектор. Очень важным моментом является наличие учебно — консультационных программ типа «Молочная бизнес академия», где производители молока сырья могут обучать своих специалистов.

Наша давняя мечта — создать в регионе учебно-консультационный центр совместно с серьезной компанией, например «ДеЛаваль» с возможностью практического обучения специалистов. Любые серьезные инвестиции в оборудование и технологии должны сопровождаться инвестициями в обучение персонала, одно без другого просто не работает.

Инвестиции и эффективность

Мы за последние 5 лет инвестировали в молочный сектор порядка 1,5 млрд рублей, это дало нам рост объемов на 40 %. В условиях вступления в ВТО главное даже не объемы, а эффективность производства и продаж. Основными направлениями инвестирования были комплексная переработка сырья, у нас теперь практически безотходная технология.

Все производственные площадки специализированы на своих видах продукции, а именно — сыры, сухие молочные продукты, включая сыворотку, творог, мороженое, масло, цельномолочная продукция, в том числе сделанная по технологии ультрапастеризации.

Завершает цикл современный логистический комплекс и автопарк на базе автомобилей МАN с рефрижераторами, чтобы продукция попадала к потребителю с гарантированным качеством.

Необходимость внедрения долгосрочной программы по поддержке отрасли

Я видел много современных производств в Европе и отчетливо понимаю, что наши инвестиции далеко не закончены, что для того чтобы достичь современного европейского уровня, нам еще вкладывать и вкладывать, учить и учить персонал.

Чтобы бизнес продолжал делать эти инвестиции, требуется долгосрочная система государственной поддержки отрасли, с предсказуемыми условиями. Всем известна ситуация по инвестиционным субсидиям, которых не хватает на все инвестпроекты. Об этом недавно говорил премьер Дмитрий Медведев в Воронеже.

Считаю необходимым заключать долгосрочные инвестиционные соглашения по схеме инвестор — регион-федерация. Инвестор обязуется вложить деньги, создать рабочие места, налоговую базу. А субъект федерации и Министерство сельского хозяйства РФ должны вести федеральный реестр инвестиционных проектов и гарантировано обеспечивать инвестора субсидиями.

Другой, даже более желаемый вариант — Россельхозбанк по примеру Внешэкономбанка должен стать институтом развития, отбирать хорошие проекты и финансировать их на долгосрочной основе под европейские 2–3% годовых.

Уверен, в отрасли есть сильные кадры, есть огромный рынок, есть куда расти в плане импортозамещения, может быть, и до экспорта доберемся. Экспортируем же мы сухое молоко и сыворотку, кто знает, может быть, экологически чистые молочные продукты из глубинки, где не любят слово ГМО, найдут свое место на европейском рынке!

Cookies. Пользуясь нашим сайтом, Вы соглашаетесь на использование наших cookies.

Узнать больше
Контактная информация пресс-службы +7 (3412) 90 50 07 +7 (3412) 90 50 17 press@komos.ru