Процессный подход делает компанию ориентированной на результат

18.10.2019

В структуре агрохолдинга «КОМОС ГРУПП» функционирует новое подразделение, отвечающее за реинжиниринг бизнес-процессов. Причина его создания кроется в глобальных вызовах, которые ставит перед собой компания. На вопросы о работе подразделения отвечает начальник управления – руководитель процессного офиса Управления реинжиниринга бизнес-процессов Евгений Викторович.

Что означает термин «процессное управление»?
- Процессное управление, а, корректнее, процессный подход к управлению – это один из способов управления компанией, при котором ее деятельность рассматривается как сеть связанных между собой бизнес-процессов, а не совокупность разрозненных функций. Каждый бизнес-процесс представляется последовательностью операций, которые нацелены на достижение определенного результата. В отличие от функционального подхода к управлению, процессный подход делает компанию ориентированной на результат. Каждый сотрудник четко знает, какую работу, в какой срок и какого качества ему нужно выполнить, для того, чтобы бизнес-процесс, в котором он участвует, привел к желаемому результату. Таким образом, процессный подход позволяет увидеть, ради чего совершаются все действия в компании, и каков вклад каждого сотрудника в результаты деятельности всей компании.

Почему процессное управление в последние годы стало столь популярным?
- Процессное управление – это методика, которая тесно связана с жизненным циклом развития системы управления компанией. Вся суть методики нацелена на эффективность системы, а не на адаптивность. Адаптивность – это функциональное управление, оно лучше подстраивается под изменения. Когда каждый день новая ситуация, и еще неизвестно, что типично, а что уникально – какой здесь процесс? а вот когда происходит переход к типовым операциям, для которых не нужно привлекать экспертов, тогда прописываются правила исполнения типовых операций, которые должны исполняться неукоснительно. И чем больше в компании стандартизированных, типовых операций, а также чем больше их объем – тем более эффективен процессный подход к управлению. Также при больших объемах операций перестают работать неформализованные процедуры, неотрегулированные системы управления, и данная структура начинает себя изживать. Я думаю, что популярность процессного подхода к управлению в России связана именно с определенной степенью зрелости компании, когда уже сложно функционировать, не определив дальнейших правил игры как внутри подразделений, так и в управлении этими подразделениями, не типизировав данные операции. Собственник рано или поздно приходит к мысли, что необходимо предпринять какие-то действия, чтобы стать более успешным. И это все связано с новым видом управления компанией.

Когда Вы начинаете работать с компанией, на какие факторы обращаете внимание в первую очередь? Какие из них определяют дальнейшее направление работы?
- Возможно, с моей стороны это прозвучит несколько самонадеянно, но я уже представляю все «боли» компании – они в основном типовые и зависят от вида ее деятельности. В каждом из видов есть общие болевые точки, связанные с планированием, бюджетированием и так далее. В первую очередь анализируется, как организована система управления, затем анализу подвергаются документы, которые ее регламентируют, операционная отчетность по компании, виды затрат, система KPI. Обязательно общение с собственниками компании и топ-менеджментом, на основании которого можно сделать вывод о специфике той или иной предметной области. Плюс всегда есть сравнение с лучшими практиками для конкретной отрасли. До начала моей работы в агрохолдинге этими процессами уже начали заниматься с точки зрения отдельно взятых направлений, и успешно. Сейчас же мы применяем к построению бизнес-процессов комплексный подход.

Об оптимизации процессов на примере блока «Возврат продукции и брак» читайте в следующем материале.