Ваше сообщение отправлено

Поиск

Андрей Шутов:<br />«Проедать или развиваться?»

19.11.2010

Бюджетный процесс 2010 года вступает в завершающую стадию. 23 ноября на рассмотрение депутатов Госсовета будет вынесен проект бюджета Удмуртской Республики на 2011 год, предложенный Правительством УР. Его основные параметры известны, но уже сегодня раздается масса предложений по расходованию бюджетных средств. Председатель Правления - генеральный директор ООО «КОМОС ГРУПП», депутат Госсовета УР Андрей Шутов относится к той редкой категории людей, которые предлагают реальные пути увеличения доходной части бюджета.

- Андрей Васильевич, как Вы оцениваете проект бюджета?

- Если говорить о бюджетной политике в республике, то мне на ум приходит одно сравнение. Я как-то побывал на ферме по разведению страусов. Несколько сотен здоровенных вечно голодных птиц с нетерпением ждут тележку с кормом. Они набрасываются на ее содержимое и мгновенно его уничтожают. Я присмотрелся к страусиному вольеру: идеально голая поверхность, ни одной травинки, все сметено подчистую. Абсолютная аналогия с нашим бюджетным процессом и налоговой политикой. Плановые доходы «выедаются» до нуля. В то же время, налоговые органы стремятся только к тому, чтобы выполнить планы по штрафным санкциям. Как при этом будет развиваться предприятие, которое платит налоги– их не интересует.

- И как нам от этой неприятной аналогии избавиться?

- Поменять идеологию бюджета. Нам необходим не бюджет потребления, а бюджет развития. Когда-то люди жили охотой и собирательством. Что-то нашли или кого-то поймали – то и съели. Не нашли, не поймали – ходили голодными. Только после того, как стало развиваться производство, они смогли планировать будущее, определять основные направления развития общества.

- Как это можно сделать в одной конкретно взятой республике?

- Необходимо организовать процесс тонкой настройки экономической деятельности. Определить ключевые звенья, которые вытянут за собой целые производственные цепочки. Приведу только один пример. Еще недавно Удмуртия по праву гордилась состоянием дел в сфере производства и переработки молока. Валовые показатели и сегодня вроде бы неплохие. Но посмотрите, что происходит. Еще два года назад ОАО «Можгасыр» принимало до 500 тонн молока в день. Власти не сумели должным образом сориентировать поставщиков молока, был совершен ряд маркетинговых просчетов – и сегодня можгинцы принимают в день порядка 50-80 тонн молока! В целом по Удмуртии по итогам 9-ти месяцев этого года объемы переработки молока сократились на 16 тыс. тонн. А рынок этот очень непростой, здесь существует острая (и не всегда добросовестная) конкуренция: различные растительные компоненты, например, пальмовое масло, могут снизить себестоимость конечного продукта. Это позволяет производителям из других регионов закупать у республиканских хозяйств молоко по более высоким ценам. И потом такой сыр поступает в торговые сети Удмуртии. Республика теряет рабочие места, уменьшается база налогообложения. Все это - результат нескоординированных действий по защите своего производителя. Если нам не удастся «разрулить» потоки поставок молока с учетом потребностей переработчиков – Удмуртия через некоторое время просто потеряет этот сектор.

- Андрей Васильевич, но подобные задачи невозможно полностью решить только на региональном уровне?

- Отчасти Вы правы. Россия, действительно, не самое комфортное место для ведения бизнеса. У меня под рукой недавно опубликованный рейтинг Всемирного банка. В переводе на русский язык он звучит как «удобство ведения бизнеса». Здесь данные мониторинга по 183 странам мира. Россия занимает 123 место. В подгруппе 25-ти стран Восточной Европы и Центральной Азии мы заняли 22 место. Оценки проводились по таким параметрам, как запуск предприятия и его ликвидация, процедура регистрации собственности, получение разрешений, налогообложение, получение кредитов и т.д. Почему ведение бизнеса так затруднительно в России? Один пример. По такому показателю, как «получение разрешения на строительство» наша страна заняла 182 место. Так, для получения разрешения на строительство производственных сооружений на землях сельхозназначения требуется от 28 до 43 месяцев. Безобразно обстоят дела с созданием производственной инфраструктуры: подключение к электроэнергии в России обходится предпринимателям в несколько раз дороже, чем в среднем по Европе. Проблем, которые нужно решать на федеральном уровне, действительно хватает. Но Удмуртия выглядит неважно по сравнению с другими регионами, а правила вроде бы везде одинаковые. По данным Минэкономразвития РФ, по сводному индексу социально-экономического развития наша республика занимает 83 место в России (по итогам 9 месяцев 2010 года). Такие показатели, как темпы роста доходов населения, объемы кредитования, инвестиционная привлекательность – у нас ниже, чем среднероссийские. Если бы не нефтяная составляющая в бюджете – было бы совсем печально.

- Какой регион может дать позитивные примеры?

- Первое место в России по объемам иностранных инвестиций на душу населения сегодня занимает Калужская область. И это в регионе, который не обладает практически никакими запасами полезных ископаемых! Калуга соперничает по объему выпуска автомобилей с Ленинградской и Самарской областями. Там построен завод по производству медпрепаратов, создан агротехцентр, производится продукция для стройиндустрии. За последние пять лет в экономику области вложено 6,4 млрд. долларов инвестиций, в том числе – 3,2 млрд. иностранных. Как это стало возможным? Прозрачная законодательная система, отсутствие ограничений в выборе подрядчиков, никаких скрытых и дополнительных расходов, никаких посредников. Специально созданная структура – Агентство регионального развития – определяет точки роста и полностью «ведет» инвестора, выполняя за него все бумажные и разрешительные формальности. Инвестор может сконцентрироваться только на производстве. Еще один важный момент. Инвесторам предоставляется индустриальный парк - площадка с готовой инфраструктурой. Финансовую поддержку осуществляет Корпорация развития Калужской области (75 % акций принадлежит правительству области, 25 % недавно приобрел Внешэкономбанк). Нам нужно создавать аналогичные институты. Необходимо министерство, которое бы отвечало за определение точек экономического роста и их всестороннюю поддержку, в том числе предоставление налоговых льгот и обозначение условий государственного участия. К примеру, в Ижевске много талантливых программистов. Почему бы нам не организовать целевую подготовку молодых людей, которые вырастут в специалистов мирового класса? Для этого нужна соответствующая инфраструктура, потребуется организовать специализированный учебный процесс. Вот реальная точка роста. Ответственная государственная структура после рассмотрения бизнес-плана обозначит порядок целевого выделения средств, условия государственного участия. На выходе – готовый продукт. Все это абсолютно реально. В Удмуртии есть хороший опыт по реализации сложных инвестпроектов. Например, проект по техническому перевооружению ОАО «МК «Сарапул-Молоко». Его бюджетная эффективность равна трем, то есть на каждый рубль налоговых льгот бюджет в итоге получает три рубля. Основная сфера деятельности «КОМОС ГРУПП» – производство продуктов питания. И нами разработана комплексная программа, которая позволит республике увеличить объемы производства и переработки молока с 660 тысяч до 1 миллиона тонн в год. Я уверен, что АПК республики должен поменять нынешнюю специализацию – его основой должно стать не производство зерновых культур, а производство и переработка молока. Для этого потребуется изменить систему севооборота в соответствии с климатическими условиями нашего региона. Но реализация программы, на мой взгляд, существенно повысит прибыльность всех секторов АПК Удмуртии.

- Давайте вернемся непосредственно к бюджетным проблемам. Трудности возникают не только на республиканском уровне…

- Да, на местном уровне проблем еще больше. Особенно тревожно за Ижевск. Ведь именно в столице республики сосредоточены ключевые инфраструктурные объекты экономики Удмуртии. Столица Удмуртии так же, как и республика в целом, нуждается в переходе к бюджету развития. И с этой точки зрения очень важны профессиональные навыки того человека, который займет пост главы городской администрации. Для меня станет большим разочарованием, если на эту должность придет человек, чей уровень подготовки не будет соответствовать масштабу задач, стоящих перед городской экономикой.  

- И все-таки, Андрей Васильевич, как вы считаете, бюджет в нынешнем варианте будет принят Госсоветом УР?

- Я не сомневаюсь в том, что депутаты, подчиняясь требованиям партийной дисциплины, проголосуют за бюджет. Но, учитывая все проблемы сегодняшнего дня, нам необходимо думать о дне завтрашнем. Будущее – за бюджетом развития и профессиональными мерами по поддержке точек роста экономики. .

Cookies. Пользуясь нашим сайтом, Вы соглашаетесь на использование наших cookies.

Узнать больше
Контактная информация пресс-службы +7 (3412) 90 50 07 +7 (3412) 90 50 17 press@komos.ru